Организация производства автомобилей |
||
В годы предвоенных пятилеток, когда происходило становление отечественного машиностроения, формировались формы и методы его организации и управления. Целенаправленно проводилась специализация машиностроительных заводов, что позволило перейти на многих из них к массовому и крупносерийному производствам. Во второй половине 1932 г. на их долю приходилось уже 3/4 всей выпускаемой продукции. Организация производства автомобилей и тракторов строилась на принципе поточности. Об эффективности потока говорит такой факт. В 1931 г. была осуществлена первая реконструкция завода АМО (теперешний ЗИЛ), в результате которой с главного конвейера стали сходить автомобили через каждые 4,2 мин, а на старом заводе автомобиль выпускался через каждые 4 ч. Становление поточного производства сопровождалось созданием службы оперативного планирования и диспетчерского регулирования, введением часовых и сменных графиков работы линий. В тот период много внимания уделялось формированию вспомогательных подразделений на предприятиях, рациональной организации ремонтных работ, инструментального хозяйства, заводского транспорта. В 1923— 1932 гг. была разработана и внедрена в практику система планово-предупредительного ремонта оборудования. На автомобильных и тракторных заводах расширялись и укреплялись инструментальные, штамповые и модельные цехи. В начале 30-х годов на предприятиях стали создаваться отделы технического контроля как самостоятельные органы контроля качества продукции. В 30-х годах на предприятиях развернулась работа по созданию и внедрению новой техники и новой технологии, организуются заводские лаборатории, конструкторские и технологические бюро. В начале 30-х годов начали проводиться работы по совершенствованию управления и планирования. В результате организационной перестройки на заводе ЗИС были ликвидированы производственные отделы и укреплены цехи. Была повышена роль мастеров, к ним прикреплялись технологи-нормировщики. В плановом отделе сосредоточилось общезаводское планирование, было создано диспетчерское бюро. В этот же период в практику работы вводятся комплексные заводские планы — техпромфинпланы. |
Организация машиностроительного производства |
||
В 30-е годы появляются крупные научные работы советских ученых по вопросам организации труда, производства и управления. Особенно серьезные разработки выполнены в области поточных методов, внутризаводского планирования, партионной работы, составления техпромфинплана. Среди этих трудов необходимо отметить работы Я.П. Герчука, С.А. Думлера, Я.Б. Каценбогена, А.И. Неймарка, ВА. Петрова, Ф.И. Парамонова, Д.А. То-биаса, К.Г. Татевосова и др. В конце 30-х годов появляются первые учебники и учебные пособия по дисциплине "Организация машиностроительного производства". Выработанные отечественной наукой и практикой принципы и методы организации социалистического производства прошли серьезную проверку и показали свои преимущества в годы Великой Отечественной войны. В кратчайшие сроки военного времени были эвакуированы на Восток многие предприятия отрасли, развернуто массовое производство военной техники. В годы послевоенных пятилеток проводится большая работа по ускоренной подготовке производства и освоению выпуска новой продукции. Развивается унификация и стандартизация изделий. Передовые предприятия освоили метод перехода на новые модели машин без прекращения выпуска. В 1948 г. на автозаводе им. И.А. Лихачева был осуществлен безостановочный поэтапный метод перехода на выпуск новой модели грузового автомобиля ЗИЛ-150. Завод добился прежнего уровня выпуска автомобилей на третий месяц после перехода на новую модель, при этом были сэкономлены сотни миллионов рублей по сравнению с другими методами перехода. На основе опыта ЗИЛа в 1958—1964 гг. был выполнен поэтапный переход на выпуск новых моделей на Минском тракторном и Московском автозаводе им. Ленинского комсомола (АЗЛК). С середины 60-х годов на автомобильных и тракторных заводах разрабатываются и внедряются АСУП. Уже к 1970 г. в автомобильной промышленности действовали 15 заводских вычислительных центров, среди них вычислительные центры ГАЗа, ЗИЛа, АЗЛК, УралАЗа, ГПЗ-1, ГПЗ-9, ЯМЗ и др. В конце 60-х годов формируются крупные производственные объединения по типу "головной завод — филиалы", так появились объединения "ЗИЛ" и "ГАЗ". В 1966—1969 гг. в автомобильной промышленности, как и в других отраслях, проводилась хозяйственная реформа в соответствии с решениями XXIII съезда КПСС. Введенная тогда система планирования и экономического стимулирования дала определенные результаты, оживила экономическую работу на предприятиях, способствовала развитию заводского и внутризаводского хозрасчета. |