Развитие крупного машинного производства |
||
Развитие крупного машинного производства тесно связано с развитием науки, которая порождает новые направления технического прогресса, новые виды продукции, технологий и производств. Научно-техническая революция 50-х годов XX в. опиралась на использование атомной энергии, применение электронно-вычислительных машин. Автоматизация технологических процессов резко изменила организацию производства. Особенно важными становятся вопросы организации подготовки производства, связанные с выполнением научных исследований, проектно-конструкторских работ, созданием и испытанием опытных образцов, разработкой и освоением новых технологических процессов, оборудования, заготовок и материалов. Впервые теоретическое исследование организации крупного машинного производства было выполнено К. Марксом. В его выдающемся произведении "Капитал" даны представления об организации производства и управлении им, определены пути дальнейшего развития машинного производства, сформулированы основные принципы организации производства. Попытки разработки научных методов организации производства в капиталистической промышленности были предприняты во второй половине XIX в. американскими инженерами-рационализаторами Г. Тауном, В. Партриджем, Ф. Хелси, В. Кентом. В основном они занимались разработкой системы заработной платы, стимулирующей интенсивность труда. Особую роль в формировании научных основ организации производства, труда и управления в конце XIX в. сыграли работы Ф.У. Тейлора, который сформулировал основные принципы организации производства и разработал на их базе систему, которая получила название "научное управление". Ф. Тейлор впервые сформулировал задачу сочетания трех элементов повышения производительности труда: определенного задания ("урока") на основе тщательного анализа работ и определения наилучшей последовательности операций; определенной нормы времени, установленной расчетом; определенного метода работы, тщательно разработанного и зафиксированного в инструкционной карте. Эти правила соблюдаются и сегодня. К основным сторонам процессов организации и управления производством Ф. Тейлор относит: изучение элементов времени и на этой основе установление ежедневного задания рабочим; разработку сдельной оплаты труда; введение организационно-технологической документации (карт и инструкций); изучение трудовых движений; подбор и обучение рабочих (передача умения); функциональное управление; календарное планирование с помощью графиков; организацию снабжения и др. |
Тракторы как объект конструирования массового производства |
||
Типаж отечественных тракторов предусматривает их группировку на несколько классов, каждый из которых отличается от другого значением номинального тягового усилия. Каждый класс содержит одну базовую модель трактора и несколько его модификаций. Последние используются для выполнения специальных сельскохозяйственных операций. По назначению сельскохозяйственные тракторы подразделяются на: 1) общего назначения, применяемые для пахоты, посева, культивации, уборки зерновых культур и т.д. (например, ДТ-75М, Т-150К, Т-4А) ; 2) универсально-пропашные, предназначенные главным образом для междурядной обработки и уборки пропашных культур; 3) специализированные, предназначенные для работы на виноградниках, в горном земледелии, на болотах и т.д. Подобно типажу автомобилей и тракторов построен типаж автотракторных двигателей. Он полностью увязан с типажом автомобилей и тракторов и предусматривает создание семейств, в которых один двигатель отличается от другого эффективной мощностью. Создание семейств двигателей дает возможность максимально унифицировать их сборочные единицы и детали. В настоящее время автомобили и тракторы создаются не отдельными, разрозненными моделями, а, как правило, целыми семействами. Под семейством понимается совокупность моделей, модификаций, исполнений и комплектаций, в основе конструкции которых лежит одна и та же базовая модель. Под базовой моделью понимается изделие, условно принимаемое за основное при разработке и оформлении конструкторской документации и при организации производства. Большая часть агрегатов, узлов и деталей базовой модели используется в других изделиях данного семейства. В типаже автомобилей и тракторов каждая базовая модель должна вписываться в тот или иной типоразмерный (или параметрический) ряд. Модификацией называется изделие, имеющее качественное отличие от базовой модели. Она может изменять область его применения или специализировать его назначение. |
Удовлетворение народнохозяйственных потребностей |
||
Для наиболее полного удовлетворения народнохозяйственных потребностей сроки обновления моделей автомобилей и тракторов необходимо сокращать. Например, на ВАЗе намечается внедрять в производство не менее одной базовой модели и 10 модернизированных в каждой пятилетке, т.е. утроить темп обновления продукции. Сроки освоения новой модели сократятся с 8 до 5 лет. Одновременно со сменой базовой модели планируется заменить 1/3 производственного оборудования, обновляя его полностью раз в 15 лет, что для массового машиностроительного производства является оптимальным сроком. Задача ускорения обновления продукции требует повышения гибкости автотракторного производства на основе внедрения гибких производственных систем (ГПС), которые с минимальными затратами времени переналаживаются с одного типоразмера деталей на другой. Внедрение ГПС позволит поднять коэффициент загрузки (машинного времени) станков до 0,85-0,9 по сравнению с 0,4-0,6, а коэффициент сменности их работы - до 2,5 против 1,3-1,6; существенно (в 6-10 раз) сокращается производственный цикл обработки деталей, появляется возможность максимально автоматизировать труд станочников и перейти к "безлюдной" технологии. Хотя автомобильные и тракторные заводы имеют четко выраженный массовый выпуск продукции, они одни из первых среди других машиностроительных предприятий стали активно осваивать элементы гибкого автоматизированного производства (ГАП). Это можно объяснить тем, что, во-первых, повышение гибкости или адаптируемости производственной системы стало единым требованием успешного развития любого предприятия (массового, серийного, единичного) в современных условиях, во-вторых, благодаря высокому техническому уровню предприятия автотракторостроения оказались более подготовленными к внедрению ГПС, в-третьих, в массовом автотракторном производстве с убыстрением сменяемости моделей и модификаций машин капитальные вложения в техническое переоснащение становятся соизмеримыми с затратами на ГАП. ГПС в массовом и крупносерийном производствах будут основываться на принципе модульного построения, т.е. каждая ГПС или линия образуется из различных функциональных ячеек (модулей), таких, как производственная ячейка, транспортная, складская, управляющая и т.д. Это объединение модулей может быть в масштабе участка, цеха и даже всего предприятия. |
Принцип концентрации работ |
||
Опыт ВАЗа убедительно доказал, что современным крупномасштабным автоматизированным производством можно эффективно управлять только с применением новых организационных структур специализированных производств и совершенной АСУ. Принцип концентрации работ был распространен на ВАЗе на вспомогательные производства. Здесь, в частности, за счет введения системы профилактического обслуживания, усиления диагностики фактического состояния оборудования, концентрации ремонтных работ в единых крупных ремонтных цехах абсолютное число отказов технологического оборудования за последние годы при возрастающем его физическом износе сократилось на 20 %. Специалисты подсчитали, что если бы ВАЗ применил традиционную систему планово-предупредительного ремонта, ему потребовалось бы вдвое больше ремонтного персонала, площадей и средств для ремонта. В последние годы практика многих предприятий убедительно доказала огромные преимущества бригадной формы организации труда. Опыт объединения "АвтоВАЗ", где нашли применение принципиально новые решения по использованию бригадной формы, представляет особый интерес. В объединении впервые в отечественной практике крупных машиностроительных предприятий была повсеместно применена бригадная организация труда как в основном, так и во вспомогательном производстве. Определенный интерес представляет опыт объединения "ЗИЛ" по паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест. Уровень организованности каждого рабочего места оценивается на основе системы показателей, для каждого из которых с помощью инженерных расчетов установлены предельно допустимые значения. В объединении "ЗИЛ" составлены 17,5 тыс. паспортов и аттестованы рабочие места, на которых занято 78,7 тыс. человек. Аттестация рабочих мест позволяет эффективно и целенаправленно решать вопросы технической реконструкции, ее результаты используются при введении новых условий оплаты труда и нормировании работ. В 1985 г. в объединении "АвтоВАЗ" был осуществлен крупный экономический эксперимент по внедрению полного хозяйственного расчета и самофинансирования, когда производственное, техническое и социальное развитие коллектива осуществляется за счет заработанных им средств. |
Бесперебойное и эффективное производство |
||
Для того чтобы производство осуществлялось бесперебойно и эффективно, его необходимо планировать, подготавливать, обслуживать и контролировать. Поэтому организация основного производственного процесса немыслима без систематической плановой и экономической работы, организации подготовки производства, вспомогательных служб и производств, непрерывного оперативного управления и контроля. Наконец, организация производства тесно связана с управлением, т.е. целенаправленным воздействием на коллективы людей для обеспечения выполнения плана и договорных обязательств. При этом управление производством охватывает широкий круг вопросов, связанных с работой управленческого аппарата (распределение функций, структура управления, стиль и методы руководства, выработка и реализация решений, создание и функционирование АСУ и др.). Таким образом, организация производства - это научная дисциплина о закономерностях сочетания трудовых процессов во времени и пространстве, согласованном функционировании всех элементов производства для достижения поставленных целей. Эта дисциплина связана с рядом общественных и естественных наук. Так, например, экономические законы, которые изучает политэкономия, положения и выводы этой науки используются в теории и практике организации производства. Что же является предметом изучения дисциплины организации производства? Предметом изучения этой дисциплины являются организационно-экономические отношения, входящие в состав производственных отношений. Организационно-экономические отношения — это прежде всего те трудовые связи, которые формируются между людьми непосредственно в процессе производства. Их характер практически не зависит от социально-экономической формы производства, а определяется организационными методами взаимодействия производственных факторов — рабочей силы, предметов и средств труда. Организация производства дает представление о рациональном строении производственной системы, принципах, методах и формах ее эффективного функционирования. Главным и подлинно научным способом познания закономерностей организации производства служит метод материалистической диалектики. Согласно этому методу организация производства должна исследоваться во всех ее взаимосвязях с экономическими явлениями и процессами, в состоянии непрерывного развития. |
Станки и обрабатывающие центры |
||
Техническая основа ГПС — это станки и обрабатывающие центры с числовым программным управлением (ЧПУ), промышленные роботы, управляющие устройства на базе мини - и микроЭВМ. Такое гибкое производство формируется на АЗЛК, что поможет заводу менять или совершенствовать базовые модели раз в 3—5 лет. В обеспечении автоматизации и гибкости большая роль принадлежит промышленным роботам. По данным Британской ассоциации к концу 1984 г. во всем мире насчитывалось 98 тыс. роботов, из них 30 тыс. используются в автомобилестроении. Роботы используются при загрузке и выгрузке деталей и заготовок в кузнечном, прессовом и сварочном производствах, окраске наружных и внутренних поверхностей, сборочных операциях, а также в других местах, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда. Комплексное применение промышленных роботов позволяет в среднем увеличить производительность труда в 1,5—2,5 раза. Роботы действуют как технологический комплекс, автоматизирующий определенный производственный участок. Например, на участке точечной сварки кабин автомобиля ЗИЛ-130 работают 14 роботов. На АЗЛК в цехе сборки кузовов применяются 150 роботов. Они распределены между четырьмя участками: 16 роботов сваривают задний пол кузова, 4 приваривают к нему лонжероны, 2 робота справляются со сборкой капота и т.д. Применявшиеся ранее многоэлектродные машины, ставящие одновременно 10—20 сварных точек, производительнее робота, который сваривает последовательно точку за точкой. Но эта машина приспособлена лишь к одной, строго определенной детали. Комплекс из нескольких роботов (сваривающего, перекладывающего, транспортирующего и т.д.) способен быстро перестроиться на сборку и сварку других узлов, изменив программу действия. Темпы роботизации автотракторостроения значительны и в отечественной, и в зарубежной промышленности. Так, если в 1980 г. на заводах "Дженерал моторе" было 485 роботов, то в 1981 г. их уже стало 1200, а к концу 80-х годов их число составит около 14 тыс. |